Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием детей «СОЛНЫШКО»
Программа
летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием детей
«СОЛНЫШКО»
при МОУ Ахматовская основная общеобразовательная школа
с.АХМАТОВО
2014г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере с дневным пребыванием на базе малокомплектной общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 13 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Летний лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ Ахматовская основная общеобразовательная школа на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества
Программа составлена с учетом объявленного в России «Года культуры». Организация воспитательной работы в летнем лагере направлена на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, экологического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Программа предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в ведении здорового образа жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Паспорт программы
1 |
Полное название программы |
Программа детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «В гостях у сказки». |
2 |
Место реализации программы |
МОУ Ахматовская основная общеобразовательная школа |
3 |
Руководитель программы |
Директор школы Садикова В.В. |
4 |
Юридический адрес, руководитель образовательного учреждения, реквизиты, контактный телефон |
171690 Тверская область, Молоковский р-н, с.Ахматово, ул. Школьная, д.15 Тел: 8 (275 )25130 |
5 |
Составители программы |
Щуркина Н.Н., Воронина Т.А |
6 |
Продолжительность |
18 дней |
7 |
Время реализации |
С 2июня 2014г. по 21 июня 2014г. |
8 |
Количество детей |
9 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
9 |
Источник финансирования |
Областной бюджет КЦСО населения Тверской области Родительская плата |
10 |
Кадры |
Начальник лагеря, воспитатель, повар, технические служащие |
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Задачи:
- организация интересного, полноценного отдыха детей;
-создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
-приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха;
-воспитание бережного отношения к природе;
-формирование сплоченности, чувства коллективизма;
-повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся;
-совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Принципы построения программы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего лагеря отдыха предполагает:
* отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
* создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
* взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
*активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
- Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий;
- Учет особенностей каждой личности;
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления деятельности по реализации программы
В течение работы летнего лагеря отдыха детей программа будет реализоваться по следующим направлениям:
Направление «Здоровье и безопасность»
Цель: развитие оптимальной двигательной активности, организация рационального питания и закаливание, привитие навыков личной гигиены и формирование положительных эмоций.
- инструктажи «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в экстремальных ситуациях», «Правила дорожного движения», «Правила поведения детей при прогулках и экскурсиях», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила поведения с незнакомыми людьми»
- утренняя зарядка;
- влажные уборки, проветривания;
- динамические паузы и физкультминутки;
- беседы о вредных привычках;
- организация здорового питания воспитанников;
- экскурсии на природу, подвижные игры на свежем воздухе;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
Направление «Экология и природа родного края»
Цель: воспитание гражданственности, уважения к родному краю, к его литературным истокам, любви к родной природе, содействия защите окружающей среды.
- посещение музея;
- беседы в литературной гостиной;
- цикл мероприятий, посвящённых Дню Независимости РФ, Дню Скорби 22 июня;
- конкурсы рисунков, фотографий и поделок ;
- экскурсии на природу, сбор природного материала;
- экологические акции.
Направление «Творчество и инициатива»
Цель: развитие творческой активности детей и подростков, создание условий для самореализации.
Данное направление ориентировано на каждого члена отряда.
- коллективно-творческие дела: «Алло, мы ищем таланты», «В гостях у сказки», работа кинозала, конкурс ораторского мастерства и тд. согласно плана работы лагеря
- участие в мероприятиях, посвящённых Дню Защиты детей, Дню Независимости РФ.
- работа в творческих мастерских: художественной, «Сделай сам», театральной.
- экскурсии в музеи.
Направление «Закон и порядок»
Цель: профилактика правонарушений, детской преступности среди несовершеннолетних, формирование навыков и умений рациональной организации досуга.
- Береги здоровье смолоду.
- Правовой лекторий;
- Коллективно-творческие дела: день вежливости, этикета.
Направление «Общение и толерантность».
Цель: воспитание терпимого отношения друг к другу, развитие навыков культуры общения.
- тренинг «Я среди людей»
- День добра
- игра «Мои друзья вокруг меня»
Условие реализации программы
- - четкое представление целей и постановка задач;
- -конкретное планирование деятельности;
- -кадровое обеспечение программы;
- - методическое обеспечение программы;
- - педагогические условия;
- - материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение программы:
- 1. Начальник лагеря.
- 2. Воспитатель.
- Работник пищеблока.
- Техслужащий.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность работы.
Воспитатель проводит воспитательную работу, спортивные мероприятия, мониторинг здоровья, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и воспитатель отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Формы реализации программы
-организационный;
-интеллектуальный;
-спортивно-оздоровительный;
-творческий;
-экологический.
Материально-технические обеспечение
|
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кабинеты |
Классные кабинеты |
Материальная база школы. |
Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, |
Материальная база школы |
Воспитатель |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры-путешествия |
Материальная база школы |
Воспитатель, администрация лагеря |
Сельская библиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря |
Материальная база школы |
Библиотекарь |
Школьная столовая |
Завтрак, обед. |
Областной бюджет КЦСО населения Тверской области родительская плата |
Начальник лагеря |
Комнаты гигиены |
Туалет, раздевалка |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Условие реализации программы
- четкое представление целей и постановка задач;
-конкретное планирование деятельности;
-кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- педагогические условия;
- материально-техническое обеспечение.
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
-Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
-Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Педагогические услуги предоставляются в следующих формах:
-Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
-Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
- наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день;
- должностные инструкции всех участников процесса;
-проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- проведение ежедневных планерок;
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
- организация различных видов деятельности;
- добровольное включение детей в организацию жизни лагеря;
- создание ситуации успеха;
- систематическое информирование о результатах прожитого дня;
- организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»;
-Конвенция о правах ребенка;
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2010г, №2599 от 9.06.2010г.;
- Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха обучающихся»;
- Программа работы детского лагеря отдыха;
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.;
- Устав МОУ Ахматовская оош.
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском лагере отдыха;
- Приказы отдела образования;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
- Акт приёмки лагеря;
- План работы.
Предполагаемые результаты программы
В реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, под медицинским наблюдением и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
План оздоровительной работы в лагере.
№ п.п |
Мероприятие |
Ответственный |
1 |
Ежедневное проведение спортивных мероприятий, регулярное включение в утреннюю зарядку специальных физических упражнений, направленных на исправление осанки и комплексов упражнений на укрепление различных групп мышц. |
воспитатель |
2 |
Витаминизация пищи (в меню включены различные фруктовые соки, фрукты, свежие овощи, также будет регулярно осуществляться обязательная витаминизация третьих блюд) |
Начальник лагеря, повар |
3 |
Проведение бесед и мероприятий о здоровом образе жизни. |
воспитатель |
4 |
Проведение инструктажей по технике личной безопасности в различных жизненных ситуациях. |
Воспитатель |
5. |
В целях приобщения к здоровому образу жизни и занятиям спортом в план работы включены тематические спортивные дни. |
Воспитатель |
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
- спортивная площадка;
- игровая комната.
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
-полноценное питание детей;
-витаминизация;
-гигиена приема пищи;
-режим дня;
-рациональная организация труда и отдыха;
-утренняя гимнастика на свежем воздухе;
-вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.
Режим дня
8ч.30м.- сбор
9ч30м-9ч.45м-зарядка
9ч.45-10ч00-организационная линейка
10ч.00м.10ч20м- завтрак
10ч.20м-12ч.00м.- мероприятия по плану
12ч00м-13ч00-спортивно-оздоровительный час
13ч.00м-13ч.30м.-обед
13ч.30-14.10-«Приведи в порядок»(уборка территории)
14ч 10м-14ч30м.-итоги дня
Возможные риски:
- Плохие природные условия;
- Высокая активность клещей;
- Поломка автотранспорта и оргтехники.
Ожидаемые результаты и их оценка
¯ Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность, проведение минуток здоровья способствовали укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
¯ Формы организации деятельности детей в лагере и методы воспитания создали условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения;
¯ Повысился уровень теоретической подготовки ребят в области экологии, биологии;
¯ Усовершенствовались умения и навыки детей в исследовательской и проектной деятельности;
¯ Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создали условия для развития коммуникативности детского коллектива.
Внутренняя оценка |
Внешняя оценка |
проводится «Советом дела» по итогам проведения каждого вида деятельности |
отзывы, итоги опроса, анкетирование целевой группы. Привлечение независимых экспертов |
Используемая литература:
- Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2002 –32с.
- Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала»/ под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с.
- Сборник народных сказок Москва Издательства «Просвещение» 2003 год.
- Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
- Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
- Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
- Сказки Л.Н.Толстого
ПЛАН РАБОТЫ
Летнего оздоровительного лагеря « Солнышко»
при МОУ Ахматовская основная общеобразовательная школа.
Дата провед. |
Развлекательно-познавательные мероприятия |
Ответственные |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
Ответственные |
|
02.06.14
|
Открытие лагеря. Оформление отрядного уголка. Праздник «День защиты детей». Конкурсы и аттракционы на игровых площадках. Игровая программа «Взрослые и дети» |
Воспитатель. Гурьянова Н.А.( библиотекарь) |
Спортивный час (подвижные игры)
Беседы по технике безопасности
|
Воспитатель |
|
03.06.14
|
Неделя авторской сказки. Информационный блок. Л.Н.Толстой.(Биография, произведения)
Видеозал (просмотр фильмов по произведениям Л.Н.Толстого. Рисуем сказку.
|
Воспитатель
|
Спортивный час Подвижные игры
Беседа «Мое здоровье в моих руках» |
Воспитатель
|
|
04.06.14
|
День творчества. Информационный блок. (Беседа о народном костюме) Изготовление декораций и костюмов к инсценировке сказки Л.Н.Толстого. |
Воспитатель |
Спортивный час. Русские народные игры на воздухе. « Не перевелись на Руси богатыри»
Беседа «Профилактика травматизма»
|
Воспитатель
|
|
05.06.14
|
Информационный блок. А.С. Пушкин (биография , произведения) . Чтение сказок Пушкина по ролям. Лепим понравившихся героев сказок. Сбор фотоматериалов «По страницам сказок» |
Воспитатель |
Спортивный час Игры и эстафеты
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
Воспитатель
|
|
06.06.14
|
Пушкинский день . Конкурс рисунков. Конкурс чтецов. Изготовление костюмов и декораций к инсценировке сказки. Репетиция. Сбор фотоматериалов. |
Воспитатель. Гурьянова Н.А. ( библиотекарь) |
Спортивный час
Беседы «Первая помощь при солнечном ударе» |
Воспитатель |
|
07.06.14
|
Театральный день.
Инсценировка сказок.
Сбор фотоматериалов. «По страницам сказок».
|
Воспитатель |
Спортивный час
весёлые эстафеты «Красные девицы».
|
Воспитатель |
|
09.06.14
|
Неделя русской народной сказки. Информационный блок. Видеозал. Просмотр фильмов по мотивам русских народных сказок. |
Воспитатель |
Спортивный час
Весёлые эстафеты « Эх, ухнем»
Беседа «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» |
Воспитатель, |
|
10.06.14
|
Конкурсы: «Сочини свою сказку». «Нарисуй героев своей сказки». Сбор фотоматериалов « По страницам сказок»
|
Воспитатель |
Спортивный час Подвижные игры
Беседа «Как вести себя у воды и на воде» |
Воспитатель, |
|
11.06.14
|
Россия –Родина моя. Информационный блок. (из истории праздника). Просмотр патриотического фильма. Конкурс рисунков «Россия- Родина моя».
|
Воспитатель. Гурьянова Н.А.( библиотекарь) |
Спортивный час Лапта Весёлые эстафеты «Богатырская наша сила»
|
Воспитатель, |
|
12.06.14
|
День творчества. Изготовление костюмов, декораций к инсценировке русской народной сказки «Репка». Сбор фотоматериалов «По страницам сказок».
|
Воспитатель |
Спортивный час Подвижные игры
|
Воспитатель, |
|
13.06.14
|
Театральный день. Инсценировка сказки. Сбор фотоматериалов «По страницам сказок».
|
Воспитатель |
Спортивный час Подвижные игры
Эстафеты
Беседа «Витаминные блюда русской кухни» |
Воспитатель, |
|
14.06.14
|
Неделя сказок малых народов. Видеозал. Просмотр фильмов по мотивам сказок малых народов. Викторина «Кладовая солнца» |
Воспитатель . Гурьянова Н.А.(библиотекарь) |
Спортивный час Весёлые эстафеты
Беседа « Как вести себя в сказочном лесу, чтобы не навредить его обитателям» |
Воспитатель, |
|
16.06.14
|
Творческий день. Чтение сказок в лицах, сказка «Медведь волк и лиса»(карельская народная сказка). Конкурсы: «Нарисуй сказочного героя» «Одень своего героя»(Изготовление национального костюма из бумаги). Сбор фотоматериалов «По страницам сказок»
|
Воспитатель
|
Спортивный час Веселые эстафеты «Догони Бабу Ягу».
|
Воспитатель, |
|
17.06.14
|
Поездка в краеведческий музей города Красный Холм. Сбор фотоматериала. |
Воспитатель |
Спортивный час
Беседа «Меры безопасности на транспорте». |
Воспитатель, |
|
18.06.14
|
Подготовка декораций и костюмов к инсценировке сказки «Медведь волк и лиса». Репетиция. Сбор фотоматериала «По страницам сказок» |
Воспитатель |
Спортивный час Весёлая эстафета «Проникни в лагерь Робин Гуда» |
Воспитатель, |
|
19.06.14
|
Поездка в город Калязин «В гости к Бабе Яге» |
Воспитатель |
Спортивный час Беседа «Правила поведения у воды» |
Воспитатель, |
|
20.06.14
|
Инсценировка сказки малых народов « Медведь волк и лиса». Сбор фотоматериала. Конкурс поделок из природного материала «Нам природа намекает».
|
Воспитатель . Гурьянова Н.А. (библиотекарь). |
Спортивный час
Беседа «Как закаливаться летом» |
Воспитатель |
|
21.06.14
|
Отрядное дело «Вахта памяти» (беседы о ВОВ)
Кинозал. Просмотр документальной хроники о ВОВ. Закрытие лагерной смены. Торжественная линейка, подведение итогов, концерт . Слайд-шоу «По страницам сказок». |
Воспитатель |
Спортивный час
Беседа «Чтобы не случилось беды…» Подвижные игры
|
Воспитатель, |