Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление) «Солнышко» МОУ Ахматовская ООШ 2017 год
Утверждаю
Директор школы __________В.В. Садикова
Приказ № 39/2 от 25.05.2017
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
(экологическое направление)
«Солнышко»
МОУ Ахматовская ООШ
2017 год
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (экологическое направление)»Солнышко» на базе МОУ Ахматовская оош |
2 |
Цель программы |
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 |
Направление деятельности |
|
4 |
Содержание программы |
Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5
|
Автор программы |
Садикова Т.И.,Морозова Ю.В.
|
6 |
Муниципальное образовательное учреждение |
МОУ Ахматовская ООШ |
7 |
Адрес, телефон |
Тверская область, Молоковский район, с. Ахматово, ул. Школьная д 15 84827525130 |
8 |
Место реализации |
МОУ Ахматовская ООШ |
9 |
Количество детей в группе количество потоков возраст учащихся |
17 1 7-14 лет |
10 |
Сроки проведения
|
Июнь 2017 |
Пояснительная записка
Детский летний лагерь выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Пришкольный лагерь экологического направления “Солнышко” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
Задачи
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива; создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей.
2. Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной деятельностью;
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья; проведение спортивных мероприятий.
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
8. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности; ответственности педагогических и медицинских работников за сохранность жизни детей.
9. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
10.Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
11. Приобретение новых знаний по безопасности жизнедеятельности
12. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе.
13. Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
14. Формировать у подростков представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
15. Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
16. Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.
17. Проведение мероприятий по охране природы.
18. Совершенствование экологической культуры, формирование у обучающихся осознанной личной ответственности за состояние окружающей среды.
19. Привлечение внимания детей и подростков к актуальным проблемам экологии родного края, содействие формированию краеведческой культуры.
20. Содействие в развитии творческих, познавательных, коммуникативных интересов.
Содержание и формы реализации
Продолжительность смены 15 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 17 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
• Безопасность всех проводимых мероприятий.
• Учет особенностей каждой личности.
• Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
• Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря.
• Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
• Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
• Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
• Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
• Физкультурно-оздоровительная деятельность;
• Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);
• Художественно-творческая деятельность.
Этапы реализации программы.
• Подготовительный этап.
• Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• - Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
• -Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
• -Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
• -Подготовка методического материала для работников лагеря;
• - Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей.
• - Составление необходимой документации для деятельности лагеря
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
• - Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• - Запуск программы;
• - Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
• Основной этап.
• Этот этап длится на протяжении лагерной смены. Основной деятельностью этого этапа является:
• - Реализация основной идеи смены;
• - Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
• Заключительный этап
• - Подведение итогов смены;
• - Выработка перспектив деятельности организации;
• - Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы.
1.Нормативно - правовые условия заложены в нормативно-правовых обоснованиях создания программы летнего отдыха.
2. Кадровые условия обеспечиваются согласно штатному расписанию. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием полностью укомплектован необходимыми квалифицированными кадрами.
3. Педагогические условия предусматривают:
- соответствие направлений и форм деятельности целям и задачам лагеря;
- использование активных форм воспитательной работы;
- эффективное оздоровление учащихся в течение всей смены;
- создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и объединениях по интересам,
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований в отношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие программы и планов работы лагеря;
- ежедневные планерки воспитателей с обязательным анализом прошедшего дня;
5.Материально – технические условия предусматривают:
- наличие игровой комнаты;
- наличие необходимого спортивного инвентаря;
- наличие настольных игр;
- наличие фломастеров, красок, бумаги и других принадлежностей, необходимых для развития творческих способностей детей;
- наличие аптечки.
Методы реализации программы:
1. Организация деятельности: словесные, наглядные и практические, проблемно-поисковые (упражнения, воспитывающие ситуации/ инструктажи/ рассказы и т.
2. Стимулирования и мотивации (познавательные игры/ дискуссии, соревнования/ эмоциональное воздействие/ поощрение/ наказание и др.)
3. Контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика/ тестирование, анкетирование).
Методы:
методы оздоровления:
- витаминизация;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);
- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);
- практическая работа(упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, обработка собранных материалов);
- наблюдения (запись наблюдений).
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастного отряда, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека.
Формы реализации программы
Для участников лагеря предлагаются следующие мероприятия и виды деятельности:
- экскурсии;
- походы;
- викторины;
- конкурсно -игровые программы;
- спортивные мероприятия;
- выпуск экологического листка;
- мастер-классы;
- учебно-практические занятия экологическо-туристического профиля;
- познавательно - развлекательные праздники: День защиты окружающей среды, День народных традиций, День зеленого рюкзака, День наоборот, День интересных затей.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, акции.
Возможные риски:
• Плохие природные условия;
• Высокая активность клещей;
• Поломка оргтехники.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает следующие результаты:
● программа вызовет интерес у детей и их родителей;
● сформируется новый список ценностей и жизненных ориентиров; повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
● улучшение отношений среди детей, устранение негативных проявлений;
● создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия в процессе воспитательной деятельности; получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
● общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья; освоение детьми способов сохранения и укрепления здоровья;
● расширение кругозора детей в области экологических и туристических знаний, приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
● удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам в сфере свободного времени.
● укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
● развитие коммуникативных способностей и толерантности;
повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Организационно - пропагандистские умения:
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе;
Опознавательные умения:
Распознавание объектов природы;
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
Показатели результативности реализации программы
● Демонстрация детьми нравственных отношений с ребятами младшего возраста, со сверстниками, взрослыми.
● Активность детей в освоении новых знаний, умений, навыков.
● Качественные изменения физического состояния детей.
● Расширение знаний об экологии, о здоровом образе жизни.
Методы оценки результатов реализации программы
- Анкетирование (в начале и конце смены);
- Педагогическое наблюдение;
- Материалом эффективности воспитательного процесса являются такие показатели как сплоченность коллектива, общее хорошее настроение, личные достижения детей, следовательно, здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;
- Личностно- ориентированный подход к жизненной направленности – основное внимание уделяется личностному развитию детей, воспитание бережного отношения к своему здоровью и оптимистичного отношения к жизни.
- Исследовательское познание - постановка детей в активную позицию исследователя.
Социальный эффект программы
Осуществление программы позволяет решить задачи оздоровления, организации отдыха и развития детей. Дети получат большой, здоровый заряд энергии, пополнят свои знания и навыки, будут общаться, творить, приобретут новых друзей.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
• Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
• Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
• Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
• Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Режим дня
летнего лагеря при МОУ Ахматовская основная общеобразовательная школа
июнь 2017 г.
8ч.30м.-9ч.30мин. - сбор
9ч30м-9ч.45м-зарядка
9ч.45-10ч00-организационная линейка
10ч.00м.10ч20м- завтрак
10ч.20м-12ч.00м.- мероприятия по плану
12ч00м-14ч 00-спортивные мероприятия
14ч.00м-14ч.30м.- обед
14ч.30- уход домой
План работы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»
при МОУ Ахматовская оош.
Июнь 2017 год
|
Планируемые мероприятия |
Ответственный |
Место проведения |
1 день 1.06 |
Минутка здоровья «Здоровье в наших руках»
1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.
2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.
3. День защиты детей. Праздник в Молоковском РДК
5. Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены).
|
воспитатель |
школа
школа
школа
Молоковский РДК школа |
2 день 2.06 |
Минутка здоровья «Первая скорая помощь»
1 Операция «Уют» (Оформление атрибутов лагеря).
2. Игра-путешествие «Знакомимся с Красной книгой»
3. Беседа о лекарственных травах
4. Спортивный час. Лапта. |
воспитатель |
школа
школа
школа
школа спортивная площадка |
3 день 5.06 |
Минутка здоровья «Чистота – залог здоровья»
1.Конкурсная программа «Веселыми тропинками лета»
2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе.
3. Конкурс «Гербарий»
4. Спортивный час. Пионербол |
воспитатель |
школа
школа
школьный участок
Школа
спортивная площадка
|
4 день 6.06 |
Минутка здоровья «Закаливание»
1.«Дверь в детство» - развлекательная программа
2. Пушкинский день России «Путешествие по станциям жизни и творчества поэта» а) викторина по произведениям Пушкина; б) Конкурс стихов «Я читаю А.С.Пушкина»;
3. Литературный праздник «Там, на неведомых дорожках»
4. Спортивный час. Подвижные игры |
воспитатель |
школа
школа библиотека
школа спортивная площадка |
5 день 7.06 |
Минутка здоровья «Жизнь, здоровье и быт»
1.«Моя семья, мой дом и я» - конкурс рисунков
2.КВН«Птичьи разговоры»
3. Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы: а)«Кошка – ложка – окошко – немножко»; б) «Лето – зной – веселье – вой»; в)«Стакан – банан – карман – обман».
4. «Дверь в детство» - развлекательная программа
5. Спортивный час. Бадминтон. |
воспитатель |
школа
школа
школа школа
библиотека спортивная площадка
|
6 день 8.06 |
Минутка здоровья «Осторожно – клещ!»
2.Легенды о лекарственных травах.
3.Игра-лото «Знаешь ли ты деревья»
4. Спортивный час. Футбол. |
воспитатель |
школа
школа школа спортивная площадка школа
спортивная площадка |
7 день 9.06 |
Минутка здоровья «Аптека под ногами»
1.Изучение местной флоры.
2.Викторина «Кто живет в лесу? Как себя вести, чтобы не навредить?»
3.Конкурс поделок из природного материала «Дело мастера боится».
4. Спортивный час. Волейбол. |
воспитатель |
школа
школа
школа спортивная площадка |
8 день
|
Минутка здоровья «Правильное питание»
2.«Русская берёза – символ Родины моей» - беседа.
4. Спортивный час. Настольный теннис
|
воспитатель |
школа
школа
школа
школа спортивная площадка
|
9 день |
Минутка здоровья «Лесные опасности»
1Диспут «Почему здоровым быть модно»
4. Спортивный час. Веселые старты |
воспитатель |
школа
школа школа школа
спортивная площадка |
10 день |
Минутка здоровья «Инфекционные заболевания»
1.Беседа «Экология и состояние организма».
2.Конкурс загадок «Отгадай-ка».
3. Спортивный час. Эстафета с препятствиями.
|
воспитатель |
школа
школа
школа спортивная площадка
|
11 день |
Минутка здоровья «Вредные привычки»
1.Викторина «Это растет в моём крае!»
2.Экологический десант на пришкольный участок.
3.Конкурс рассказов, историй «Как хорошо летом»
4. Спортивный час. Легкая атлетика. Бег. |
воспитатель |
Школа
школа
школьный сад библиотека
спортивная площадка |
12 день |
Минутка здоровья «Лечебный чай»
2. Спортивный час. Подвижные игры на свежем воздухе.
3.«Скакалочные состязания» - спортивная программа.
|
воспитатель |
школа
школа школа
спортивная площадка |
13 день |
Минутка здоровья «Очень подозрительный тип» 1.Беседа «Опасность ядовитых растений и грибов».
2.«Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало: а) «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»; б) «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»
3.Беседа «Курильщик – сам себе могильщик!»
4. Спортивный час. Легкая атлетика. Прыжки в длину |
воспитатель |
школа
школа школа
школа спортивная площадка |
14 день |
Минутка здоровья «Правила поведения на водоёмах и дорогах»
1.«Память сердца» - урок памяти к Дню памяти и скорби.
2 Конкурс рисунков «Мы - дети РОССИИ»
3 Просмотр презентации «Памяти павших…)
4. Спортивный час. Готов к труду и обороне. |
воспитатель |
школа
школа
школа школа спортивная площадка |
15 день |
Минутка здоровья «В доме домашние животные»
1..Беседа-викторина «Природа летом»
3. Праздник «До свидания, лагерь!» |
воспитатель |
Школа
школа
школа
школа |