Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» на базе МОУ Ахматовская ООШ 2018 год
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«СОЛНЫШКО»
НА БАЗЕ
МОУ АХМАТОВСКАЯ ООШ
2018 ГОД
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
|
Параметры |
Содержание |
1 |
Название программы |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» на базе МОУ Ахматовская ООШ |
2 |
Цель и задачи программы |
Цель программы - организация отдыха и развития творческого потенциала учащихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность. Задачи программы: 1.Создавать условия для организованного отдыха детей. 2.Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. 3.Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры. 4.Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых. 5.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям. 6.Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей. 7.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. 8.Формировать у ребят навыки общения и толерантности. |
3 |
Направление деятельности программы |
спортивно-оздоровительное образовательно – досуговое эстетическое патриотическое трудовое правовое экологическое
|
4 |
Разработчики программы |
Воронина Т.А., Марковкина Г.А. |
5 |
Содержание программы |
Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации |
6 |
Муниципальное образовательное учреждение |
МОУ Ахматовская ООШ |
7 |
Адрес, телефон |
Тверская область, Молоковский район, с. Ахматово |
8 |
Место реализации |
МОУ Ахматовская ООШ |
9 |
Количество детей в группе Количество потоков Возраст учащихся |
22 1 7 – 16 лет |
10 |
Сроки проведения |
Июнь 2018 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Лето – это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и вос¬питания детей, удовлетворения детских интересов и рас¬ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здо¬ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво¬рительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием де¬тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя¬тельным творчеством.
Лагерь размещается на базе МОУ Ахматовская ООШ Молоковского района Тверской области.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориенти¬рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци-альных групп, разного возраста, уровня развития и состо¬яния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Детские летние лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
• спортивно-оздоровительное
• образовательно – досуговое
• эстетическое
• патриотическое
• трудовое
• правовое
• экологическое
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
• Конвенцией ООН о правах ребенка;
• Конституцией РФ;
• Законом РФ «Об образовании»;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
• Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
• Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
• Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы- организация отдыха и развития творческого потенциала учащихся школы в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность.
Задачи программы:
- Формировать у ребят навыки общения и толерантности. Создавать условия для организованного отдыха детей.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
- Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
- Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
- Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Укрепление здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата в лагере;
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
- развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- привитие навыков самообслуживания;
- Повышение чувства патриотизма;
- Уважение к родной природе.
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ДПС, МЧС.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-Основными методами организации деятельности являются:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
• Методы театрализации;
• Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
• Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение разных проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации функционирования коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ.
Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие, развивающие, интеллектуальные виды деятельности.
Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов деятельности.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка.
Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ.
Образовательная деятельность в рамках смены «Солнышко» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерной смены акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», «Живи, родник» и т.д.
Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы.
Экологическая деятельность включает в себявоспитание бережного отношения к природе. Обеспечение развития экологического мышления:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СМЕНЫ
№ дня дата |
Тема дня |
Мероприятия |
Ответственный |
Место проведения |
1 день
1 июня |
Открытие лагеря.
«День защиты детей» |
Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, речёвка, девиз, эмблема. Инструктажи по ПБ, ТБ, ПДД. Правила поведения на транспорте. День защиты детей. Игра-путешествие «Летняя Карусель»,( конкурс рисунков, дискотека с играми). Поездка на детский праздник в РДК |
Воспитатель |
Школа
Спортивная площадка
РДК |
2 день
4 июня |
«Здравствуй, это я!» |
Трудовой десант: уборка школьной территории; Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Беседа «Осторожно огонь» Праздник открытия лагерной смены «Лето – это маленькая жизнь» Минутка здоровья «Мой рост, мой вес» |
Воспитатель |
Пришкольная территория
Школа |
3 день 5 июня
|
«О, спорт, ты – жизнь!» |
Оформление уголка отряда. Минутка безопасности «Мы и дорога» Спортивно-развлекательный праздник «В здоровом теле здоровый дух!» Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». |
Воспитатель, учитель физкультуры |
Школа
Спортивная площадка
Школа
|
4 день 6 июня
|
«День волшебных сказок» |
День, посвященныйА.С.Пушкину.Литературное многоборье «Весь мир читает сказки А.С.Пушкина. А ты?» СДК Игровая программа «Поле чудес» по сказкам Пушкина. Минутка здоровья «Что такое хорошо и что такое плохо (о вредных привычках). |
Воспитатель |
Школа
Спортивная площадка
|
5 день
7 июня |
«День творчества» |
Танцевально-игровая программа «Минута славы». Ярмарка талантов «Кто во что горазд». Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». Игра «Школа светофорных наук»
|
Воспитатель |
Школа
Спортивная площадка
|
6 день
8 июня |
Сказки, сказки, сказки… |
Конкурс между отрядами «Сказка на новый лад» Путешествие в сказку «Одежда для сказочных героев». Эскизы костюмов для сказочных персонажей: -рабочий костюм Бабы-яги; - парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка; - спортивный костюм Кощея Бессмертного; - зимний костюм Водяного; Театрализация сказки |
Воспитатель |
Школа
Спортивная площадка
|
7 день 9 июня
|
«День России»
|
12 июня – день независимости России (беседа, конкурс рисунков). «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Символику страны знать ребята все должны» - познавательный час. Эстафета «Вперед, Россия!» |
Воспитатель, учитель физкультуры |
Школа
Спортивная площадка
|
8 день 13 июня . |
«День природы»
|
Работа мастерских «Поделки из природного материала». Оформление выставки поделок. Юмористический конкурс «Эти забавные животные» Соревнования по мини – футболу. Минутка здоровья «Здоровые зубы-крепкие зубы»
|
Воспитатель, учитель физкультуры |
Школа
Спортивная площадка
|
9 день
14 июня |
«День здоровья»
|
Конкурс на проведение самой весёлой зарядки Конкурс «Мы дружим с физкультурой» Минутка здоровья «О правильном питании» Подвижные игры
|
Воспитатель, учитель физкультуры |
|
10 день
15 июня |
«День Юного регулировщика»
|
Правила дорожного движения – должны знать все. Соревнования между отрядами «Безопасное колесо» Посещение сельской библиотеки Игра-путешествие «В гостях у сказки» |
Воспитатель |
|
11 день
18 июня |
«День мира» |
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» Экскурсия в природу. Игра-путешествие «По тропинкам лета». Беседа «Внимание -дети!» о безопасности детей на водных объектах. Конкурс «Самый спортивный» |
Воспитатель |
|
12 день
19 июня |
«День Земли» |
Праздник цветов. Конкурс рисунков «Летние цветы». Минутка здоровья «Скажем наркотикам нет». Лагерное мероприятие «Угадай-ка» Акция «Сохраним лес!» - экологические плакаты. |
Воспитатель |
|
13 день
20 июня |
«День красоты» |
Музыкальный калейдоскоп « Сокровища музыкального острова» Конкурсная программа «Мисс лагеря, мистер лагеря» Литературная викторина. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
|
Воспитатель |
|
14 день 21 июня
|
«Модное лето»
|
Конкурс летней одежды «Из леса вестимо.» Конкурс между отрядами «А вот как мы умеем….» Минутка здоровья «Правильное питание» Спортивные игры |
Воспитатель, учитель физкультуры |
|
15 день
22 июня |
«День памяти и скорби»
|
День начала Великой Отечественной Войны – беседа «Память пылающих лет». Патриотический час «Возвращаясь памятью к войне» СДК. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» Праздник закрытия лагерной смены
|
Воспитатель |
|