6+
Тверская обл, Молоковский район, д. Ахматово
Версия для слабовидящих

 Zaсобой

Выборы Президента Российской Федерации

Главная » Для родителей первокласников » Домашнее задание в начальной школе

Домашнее задание в начальной школе

     

     Домашнее задание в начальной школе

Сегодня в школах актуальна проблема повышенного объема задаваемых домашних заданий.

 Гигиенические требования к подготовке  домашних заданий младшими школьниками

Начинать подготовку уроков следует всегда в одно и то же время. Исследования гигиенистов и биоритмологов показали, у большинства детей и взрослых подъем работоспособности во второй половине дня начинается с 16 ч. Поэтому приготовление уроков целесообразно начинать в это время. Посоветуйте вашим ученикам отдохнуть, пообедать, погулять на свежем воздухе, прежде чем приступить к выполнению домашнего задания.        Отличным отдыхом может быть и дневной сон, особенно если ребенок привык спать днем или, например, он еще не полностью восстановился после перенесенной болезни.

Пожалуй, самым сложным для педагога будет научить ребенка не тратить много времени на “раскачку” перед выполнением домашнего задания, быстро и сосредоточенно работать, не превращая приготовление уроков в бесконечный, нудный и мучительный процесс. Конечно, есть дети, которые уже с первых дней своей школьной жизни не испытывают подобных затруднений, но таких немного.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во 2-м классе 1,5 ч, в 3–4-х классах – 2 ч.

Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводится без домашних заданий (СанПиН 2.4.2.1178-03 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”).

Однако, как показывает практика, учителя нередко нарушают это требование, да и родители по традиции рассматривают домашние задания

Время на приготовление уроков. Организация

Домашнее задание в начальной школе как обязательный элемент школьного обучения. И если это все-таки происходит, следует обратить внимание родителей на то, чтобы дома ребенок не засиживался за уроками дольше часа и обязательно прерывался на несколько минут для небольшой разрядки.

Не в меру продолжительные занятия неблагоприятно отражаются не только на общем развитии, но и на здоровье детей. Те из них, кто слишком много времени тратит на уроки, меньше бывают на воздухе, недостаточно двигаются, чаще недосыпают. У них не остается времени на другие занятия и увлечения, они чаще жалуются на усталость, головные боли.

В этом случае день у ребенка целиком превращается в рабочий, который по своей продолжительности может перекрывать рабочий день взрослых. Результаты наших исследований фиксируют, что такая ситуация, к сожалению, не редкость. А практика, когда учащиеся уходят на каникулы, получив от педагогов длинный перечень заданий, увы, также характерна для нашей школы.

Хотим обратить внимание на опыт тех педагогов, которые дифференцированно, с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся подходят к объему и содержанию домашних заданий, избавляя своих воспитанников от ненужной и малопривлекательной для них репродуктивной деятельности. Домашние задания творческого характера, как правило, менее утомительны, формируют познавательный интерес, позитивный настрой к учебе. Заслуживает внимания и опыт школ, работающих без домашних заданий.

Существенно снизить затраты времени на приготовление уроков да и утомительность школьных занятий помогает, как показали наши исследования, расписание уроков, которое предусматривает для учащихся средних и старших классов сдвоенные по одному предмету уроки, использование модульной технологии обучения.

Научить школьника готовить уроки быстро – непростая задача. Однако если с первых дней школьной жизни педагоги и родители уделяют этому внимание, отводя необходимое и достаточное время на приготовление уроков с учетом особенностей и способностей ребенка, то такие систематические усилия приведут к желаемому результату.

Можно порекомендовать родителям воспользоваться часами или будильником, предварительно договорившись с ребенком, чтобы он постарался успеть выполнить определенное задание в течение условленного, может быть, даже заведомо большего времени. Но не следует создавать стрессовую, нервозную обстановку, ругать ребенка, если у него это не получится. Лучше вместе с ним разобраться, в чем причина: задание оказалось слишком сложным или было трудно сосредоточиться.

Вообще, единых советов быть не может, в каждом конкретном случае родители, зная особенности своего ребенка, могут использовать ту или иную тактику. Если у школьника отсутствует мотивация к учебе или интерес, постарайтесь понять, что для него может стать стимулом. Может быть, необходимость успеть на занятия в спортивную секцию или компьютерный кружок. И не забывайте почаще хвалить ребенка, даже если его успехи невелики.

Совершенно неправильно поступают те родители, которые выдвигают такое требование: “Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!” После 25–30-минутных занятий для 7–8-летних школьников, а для детей постарше через 40–45 мин необходимо сделать 10–15-минутный перерыв для отдыха.        

Выполнение физических упражнений или, к примеру, танцевальных движений под музыку позволит быстрее восстановить работоспособность. Только при этом необходимо помнить, что физкультурная пауза не должна чрезмерно возбуждать, чтобы потом не пришлось тратить время на то, чтобы успокоиться, сосредоточиться на задании и начать работу.

Обращаем внимание на то, что очень важно избавить ребенка от гиперопеки. Чрезмерное внимание и помощь в приготовлении уроков формируют зависимость ребенка, его беспомощность, нерешительность, необходимость согласовывать с вами каждый свой шаг.

Другая крайность в поведении родителей: полная отстраненность от участия в учебных делах ребенка. Даже если у него нет проблем с уроками, родителям следует обязательно поинтересоваться, что было в школе, насколько понят тот или иной раздел программы. Ведь даже способный ребенок, особенно в начале обучения, еще не в состоянии оценить, насколько полно и правильно он усвоил учебный материал. И важно, чтобы взрослый не принимал на себя роль строгого “контролера”, требуя от ребенка “слово в слово” повторить пройденное. Лучше попытаться создать такую ситуацию, может быть, даже игровую – дети очень любят это, где ребенку необходимо продемонстрировать на практике свои знания. Заодно он получит представление о том, зачем эти знания ему необходимы. Большое значение имеют ваша доброжелательность, умение радоваться успехам ребенка.

Для детей, посещающих школы полного дня или группы продленного дня, необходимо создать комфортные условия для самоподготовки, максимально оградить их от отвлекающего шума, хождения и т. п. Присутствие педагога, воспитателя, возможность разобщения детей на небольшие группы, поддержание тишины наряду с другими необходимыми условиями, о которых мы сказали ранее, будут способствовать успешной подготовке домашних заданий.

Нас часто спрашивают, в каком порядке следует делать уроки: сначала устные, а потом письменные, начинать с легких или трудных? На это можно ответить, что единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте ”вхождения” в работу, определенных пристрастиях. И все-таки можно предложить некоторые советы. Учащимся 1–4-х классов, тем, кто еще не научился сосредоточенно работать продолжительное время, мы рекомендуем начинать приготовление уроков с письменных заданий. И вот почему. Наши наблюдения показывают, что ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо, особенно первоклассникам. Выполнение письменных заданий требует определенной малопривычной позы, а мышцы кисти руки испытывают при этом значительное напряжение. Много и хорошо писать младшим школьникам еще не под силу. Специальные исследования показали, что большинство первоклассников, начиная с 3–4-й минуты непрерывного письма, не в состоянии сохранять правильную позу, качество письма начинает заметно ухудшаться. Поэтому хотим предостеречь родителей от настойчивых требований переписать “каракули”. Целесообразность такой настойчивости, как правило, невелика. Мало того, ребенок может просто возненавидеть эти занятия. Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки, а при необходимости и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором и т. п.), обязательно дадут результат. Замечательно, если удастся привить ребенку любовь к этим занятиям. У него появится возможность почувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком, который в состоянии написать письмо бабушке (пусть это будет всего три строчки), поздравление другу или, уходя на прогулку, оставить записку папе.

Выполнение письменных заданий необходимо чередовать с устными. Школьникам постарше, у которых учебная нагрузка часто бывает неравномерной в течение недели, может понадобиться ваш совет и помощь в том, как рационально распределить ее по дням недели. Скорее всего, не стоит откладывать на последний день написание домашнего сочинения, которое было задано две недели тому назад, или заучивание наизусть одновременно больших текстовых материалов. Практика показывает, что учебный материал запоминается гораздо лучше, если в тот же день, когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь

полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему во время приготовления уроков, которые будут на следующий день, закрепить его в памяти не составит большого труда.

Нормативные документы

• “Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-03”, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002

 

 

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.