Воспитывая гражданина и патриота…
Какие бы события ни ковали нашу историю, ни изменяли нашу страну, кто бы ни стоял у власти, какие бы природные катаклизмы ни сотрясали планету, задача школы остается неизменной: сеять разумное, доброе, вечное, вкладывать знания в детские умы, воспитывать настоящего человека, настоящего гражданина, любящего и оберегающего свою страну, свой город, село, свою семью, закладывать в детские души любовь к ближнему, стремление быть нужным.
Сейчас, когда на неокрепшую детскую психику льется столько негатива с экранов телевизоров, когда наших детей «зомбирует» Интернет, задачи воспитания духовно-нравственных качеств личности особенно актуальны и сложны. Основными «закладчиками» этих качеств были, есть и всегда останутся школа и семья.
Наша школа маленькая, в ней обучается всего 16 ребятишек, но живем мы одной дружной семьей, где все всегда готовы поддержать, понять друг друга, где знаем о проблемах каждого и пытаемся их решить, не забывая, что каждый человек, даже маленький, - личность. И так хочется, чтобы эта маленькая «личность» выросла человеком с большой буквы, чтобы детская душа не ожесточилась в наше трудное время, чтобы ребенок умел любить, чувствовать, сопереживать.
Наш небольшой, но дружный коллектив делает все, чтобы дети шли в школу, как домой, чтобы им было интересно учиться и жить. Мы всячески стараемся разнообразить школьную жизнь, она насыщена внеклассными делами: это традиционные праздники, конкурсы, соревнования, тематические классные часы, краеведческая работа и т.д. Участвуем и в районных мероприятиях: соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, краеведческих конференциях .
Нельзя сказать, что мероприятие подготовить легко, особенно в условиях такой малочисленной школы, как наша. И материал или сценарий подобрать трудно (артистов маловато для чего-то объемного или многоролевого), и вся основная работа порой ложится на одних и тех же, что вызывает большую загруженность, и материальной базы иногда не хватает. Хорошо что Интернет есть, там можно найти что-то необходимое. Но какие трудности могут остановить людей, поистине увлеченных своим делом? Наши дети - молодцы, никогда не отказываются от порученных дел, часто сами проявляют инициативу, просят дать им какую-то роль. А с каким энтузиазмом все участвуют в спортивных соревнованиях, сколько счастья от ощущения одержанной победы или огорчения от поражения! И что немаловажно, после каждого конкурса или соревнования на скудные школьные средства умудряемся приобрести какие-либо призы и подарки.
Вот так и нынешние январь и февраль стал очень богатым на мероприятия разного рода, большинство из которых имело патриотическую направленность. Часть из них проведена совместно с заведующей Центром досуга Гурьяновой Н.А. Именно она провела беседу, посвященную годовщине снятия блокады Ленинграда. В рамках подготовки учитель истории Воронина Т.А. подобрала необходимый иллюстрационный материал для стенда, который был оформлен в школе вместе с подборкой литературы на тему блокады Ленинграда. Дети с интересом слушали о событиях тех ужасных 900 дней голода, смерти, страха, надежды и беспримерного героизма ленинградцев. Попробовали и хлеб, испеченный по рецепту тех блокадных дней. Это мероприятие оставило неизгладимый след в душах детей, ведь не секрет, что современные дети очень мало интересуются событиями тех лет, поэтому рассказывать о них в школе просто необходимо.
Зима – время лыжных соревнований, которых дети ждут с нетерпением. А главным тренером и движущей спортивной силой является Морозова Ю.В. В феврале она организовала и провела лыжную эстафету и лыжные гонки, посвященные, уже по традиции, Дню защитников Отечества.
В эстафете ( ее провели в начале февраля) участвовали две команды. Спортсмены далеко не профессиональные, но спортивного азарта от этого не меньше, все выложились, как говорится, на полную катушку, соревнуясь друг с другом. Тут были и крики поддерживающих свою команду, и разукрашенные морозом щеки, и ответственность за успех команды, и радость победы, и огорчение проигравших. Но и все без исключения получили свои призы, все остались довольны.
Перед лыжными гонками еще раз напомнили детям, какому празднику они посвящены. Соревнования прошли не менее азартно, только здесь был каждый за себя. Снова были отданы все силы для победы, поневоле пожалеешь, что она не может прийти к каждому, хотя за старания заслуживает ее каждый. Лучшими на этот раз оказались Балаченков Илья и Смирнова Ольга в старшей группе, а в младшей Цухишвили Ирма и Красножон Витя. Соревнования показали, что наши спортсмены вполне готовы к районным гонкам.
Главным праздником февраля, конечно, является День защитников Отечества. . Этот день так или иначе способствует привитию детям патриотических чувств, они учатся уважать героическое прошлое своей Родины. 22 февраля в школе прошло мероприятие «Зажжем свечу», организованное Морозова Ю.В. Она и ее соведущие были Смирнова Ольга и Балаченков Илья рассказали ребятам об основных героических страницах истории российской (советской) армии: об армии в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, в Чечне, о подвигах советских (российских) солдат и офицеров, о наиболее важных эпизодах этих войн. Дети услышали стихи о войне, прослушали военные песни. С особым интересом слушали о наших земляках, которые служили или служат в «горячих точках». Ребята познакомились с военным прошлым бывшего ученика нашей школы Рождественского А.М., который 18-летним мальчишкой проходил службу в Афганистане и испытал все тяготы той войны. А вот Иван Ремезов и в настоящее время служит по контракту, и ему приходится принимать участие в боях с чеченскими боевиками. Об Иване рассказала учитель школы Воронина Т.А., она поделилась воспоминаниями о детских годах своего ученика, о его учебе в школе, о том, какой он друг. Детям показали нагрудный знак, которым награжден Иван.
В конце мероприятия была объявлена минута молчания. В память о погибших зажгли свечи, что особенно подчеркнуло торжественность момента. Под занавес мероприятия был проведен конкурс чтецов, на котором дети представили стихи об армии, о войне. Прозвучали стихи М. Исаковского, А.Суркова, И.Иванова, М. Светлова и др. Победителями стали Проскурин Денис и Ермолаева Екатерина.
Важным шагом в духовно-нравственном воспитании является приобщение детей к народным традициям. Издавна на Руси отмечали веселым гулянием Масленицу. Не остались и мы в стороне от этой православной традиции. 24 февраля весело и задорно проводили зиму и встретили весну. После небольшой вступительной беседы о праздновании Масленицы провели игры на свежем воздухе. Две команды состязались в эстафете, проверяли свою меткость с помощью снежков, перетягивали канат, переносили блины на скорость. Опять же по традиции, ели русские блины, которые после игр на улице показались особенно вкусными. Завершился праздник сожжением чучела Масленицы, его изготовили дети сами, да еще и не одно. Под задорное «Гори, гори ясно…» весело потрескивали сжигаемые куклы, обещая скорое наступление долгожданной весны.
В нашей школе проводится цикл бесед под общим названием «Гордость земли Тверской» о знаменитых людях, прославивших наш Тверской край. Так, 27 февраля учитель истории и краеведения Воронина Т.А. вместе с ученицами 9 класса Ермолаевой Екатериной и Зориной Анной познакомила детей с жизнью выдающихся ученых: первого русского математика и педагога Л.Ф. Магницкого, первого штатного геолога Сибири В.А. Обручева, авиаконструктора А.Н. Туполева, великого лексикографа России С.И. Ожегова. В дальнейшем на классных часах подобное знакомство будет продолжено.
Хочется надеяться, что все, чем живет наша школа, что педагогический коллектив делает для детей, оставит заметный след в душе каждого ребенка, поможет им стать настоящими людьми, настоящими гражданами нашей страны.